Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
Удовлетворены ли Вы качеством оказываемых дополнительных образовательных услуг?
Всего 14 человек
Голосование
Как Вы считаете, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?
Всего 7 человек

«Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Дата: 13 марта в 16:22

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

 От дыхания во многом зависит наше здоровье. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика.  

Обучив малыша простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.

Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми.

Дыхательная гимнастика для ребенка может стать как приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться, так и тягостным рутинным действиям, от которого лишь негативные эмоции. Все в ваших руках!

Почему дыхательная гимнастика нужна?

«Дыхательная система ребенка устроена Природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача родителей – сохранить ее здоровой».

Известно, что дыхательная гимнастика:

  • повышает сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;
  •  предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос;
  • стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно - сосудистую системы, кровообращение;
  • насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
  • способствует уравновешиванию нервных процессов

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего

правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

           

Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
        Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?» Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки.

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Важно!!! Занимаясь дыхательной гимнастикой, нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Техника выполнения упражнений:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
 

При разработке комплексов надо учитывать:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.

       Универсальность  дыхательной гимнастики:

  • не имеет противопоказаний;         
  • очень результативна;
  • повышает внимание и улучшает память;         
  • в сочетании со звуковыми упражнениями, эффективна в логопедической работе;
  • улучшает речевое дыхание и звучность речи;
  • устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи;
  • лечебная и профилактическая;
  • оздоровительная и развивающая;        
  • восстанавливающая силы и улучшающая настроение;        
  • выполняется сидя, лежа, стоя;       
  • в помещении и на улице;         
  • выполняется как по частям, так и комплексно;        
  • используется с раннего возраста.

Итак, проветрите помещение и приступайте.

                                      Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ. 
        Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
 
                                      Упражнение 2. НАСОСИК.
        Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.


                                      Упражнение 3. ГОВОРИЛКА. 
        Вы задаёте вопросы, малыш отвечает. 
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту. 
Как машинка гудит? Би – би. Би – би. 
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых. 
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-ууу.
 
                                      Упражнение 4. САМОЛЁТ. 
        Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха: 
Самолётик - самолёт  (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) 
Отправляется в полёт (задерживает дыхание) 
Жу - жу -жу (делает поворот вправо) 
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) 
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох) 
Жу – жу – жу (делает поворот влево) 
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж) 
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки). 
Повторить 2-3 раза
 
                                      Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА. 
        Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения. 
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох) 
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш) 
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) 
Он же к ней не попадёт. 
Повторить 3 – 4 раза.

                                      Упражнение 6. ВЕТЕРОК. 
Я ветер сильный, я лечу, 
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) 
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) 
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) 
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) 
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) 
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). 
Повторить 3-4 раза.


                                      Упражнение 7. КУРОЧКИ. 
        Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.


                                      Упражнение 8. ПЧЁЛКА. 
        Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову. 
        Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…) 
       Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место). 
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.


                                      Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
       Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «Зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, Зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, Зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, Зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, Зу-зу.
       Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
       Вот еще пример некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

Таким образом, использование дыхательной гимнастики помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

Источники.

1.http://9detskysad9.ucoz.ru/dykhatelnaja_gimnastika_kak_sredstvo_sokhranenija_.pdf

2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/02/24/dykhatelnaya-gimnastika-kak-odin-iz-vidov-tekhnologii

3.https://infourok.ru/dihatelnaya-gimnastika-kak-sredstvo-ozdorovleniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1432944.html

5.http://a2b2.ru/methods/11647_dyhatelnaya_gimnastika_kak_odin_iz_vidov_sohraneniya_i_stimulirovaniya_zdorovya_detey

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.