Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
Удовлетворены ли Вы качеством оказываемых дополнительных образовательных услуг?
Всего 14 человек
Голосование
Как Вы считаете, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?
Всего 7 человек

Психологическая готовность к обучению в школе

Дата: 25 апреля в 12:46, Обновлено 25 апреля в 12:47

«Психологическая готовность к обучению в школе»

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребенка.

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению. Так как в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;

2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;

3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;

4) хорошее развитие фонематического слуха.

Психологическая готовность ребенка к школе — важный фактор, который влияет на успешность (или неуспешность) школьного обучения.

Один из самых важных аспектов психологической готовности к школьному обучению — это отношение к школе и процессу обучения в целом. Ребенок должен понимать, что его ждет в школе. Очень многое здесь зависит от родителей, ведь именно им предстоит объяснить ребенку, что такое школа. Обычно «детектором» готовности к обучению служит ответ на вопрос «Хочешь ли ты идти в школу? Почему да/нет?».

Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью — обучением. Поэтому если ребенок говорит, что хочет идти в школу, чтобы узнавать новое, или выучиться и стать умным, как папа, то к школе он готов. А вот если он хочет пойти в школу, потому что туда идет учиться его друг Петя (или потому что мама обещала купить новый ранец), о готовности к школе пока говорить нельзя.

А еще ребенок может ответить на вопрос отрицательно: не хочу в школу, потому что там ставят двойки, потому что там нельзя играть и т. п. Это значит, что родители сформировали у ребенка неправильное отношение к школе. Нельзя запугивать ребенка школой «в воспитательных целях»: это не принесет никакой пользы, только вред. Иногда бывает так, что негативное отношение к школе формируют не родители, а старшие дети, тогда родителям придется приложить усилия, чтобы это отношение изменить.

Есть еще один аспект психологической готовности к школе, он связан с изменением статуса ребенка. Из статуса дошкольника он переходит в статус школьника, что означает новое положение в обществе, новые правила и обязанности, иной уровень ответственности. В школе ребенок будет взаимодействовать с учителем и одноклассниками, и эти отношения будут отличаться от отношений с воспитателями и сверстниками в детском саду.

Ребенок должен осознавать, что правила поведения в школе отличаются от правил поведения в детском саду: во время урока придется сидеть за партой, нельзя будет обсуждать посторонние темы, говорить нужно будет по поднятой руке и т. п. Также очень важно объяснить ребенку суть школьных отметок, чтобы он понял две вещи. Во-первых, оценки отражают не личное отношение учителя к ребенку, а степень его успехов. А во-вторых, оценивается результат труда, а не приложенные усилия.

Также очень важно умение ребенка общаться и взаимодействовать со сверстниками. Ребенок должен понимать, в каких ситуациях нужно уступить, а в каких стоит настоять на своем. Еще он должен быть готов к тому, что не все будут относиться к нему с таким вниманием и любовью, как родители, и понимать, что он не будет лучшим всегда и во всем.

Еще имеет значение самооценка ребенка, она должна быть адекватной. При завышенной самооценке ребенок может неправильно реагировать на замечания учителя и низкие оценки: как же так, он же молодец, это просто учитель злой (школа плоха).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.