Голосование
Удовлетворены ли Вы качеством оказываемых дополнительных образовательных услуг?
Всего 30 человек
Голосование
Как Вы считаете, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?
Всего 15 человек

Психологические аспекты подготовки детей к школе

Дата: 20 апреля в 08:41

Психологические аспекты подготовки детей к школе

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к новым условиям, условиям школы и приступить к систематической учебе.

К таким предпосылкам относится, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает в игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партой, звонки, перемена, отметки, владение портфелем и пеналом и т.д. Интерес к такого рода внешним атрибутам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение, выражая общее стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности к школе достаточной уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей шестилетних детей, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением, и которое необходимо для того чтобы включится в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, но к моменту поступления в школу еще не достигает полного развития: ребенку трудно длительное времени сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.п. Обучение  в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того как в самом процессе учения происходит совершенствование.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в подготовительный класс, необходим определенный  запас знаний об окружающем мире, о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде  и моральных нормах поведения.

Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний. И при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности.

Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять, отличать живое от неживого, растения от животных. Природное от созданного руками человека, вредное от полезного.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Начальная школа рассчитана на детей, не получивших ни какой специальной подготовки, и начинает обучать грамоте и математики с самого начала, Поэтому нельзя считать знания и навыки обязательной составной частью готовности к школьному обучению. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном детстве может влиять на успешность школьного обучения.

Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой  стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных соотношениях вещей и этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.

Навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, если он строится на базе фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или по слоговым. Побуквенное чтение, затруднит работу учителя, т.к. ребенка придется переучивать.

Навык счета окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значение числа, и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически.

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка, особенности его интересов.

Общее положительное отношение к школе и к учению, к положению ученика недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если не привлекает сам процесс познания.

Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточного внимания.

 Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.

Уровень развития познавательной деятельности, который может быть достигнут детьми к концу дошкольного возраста и который достаточен для успешного обучения  в начальной школе, включает в себя, кроме произвольного управления этой деятельностью, и определенные качества восприятия и мышления ребенка. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.

Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей, знания направления пространства. Так, например, учитель требует провести линию «наискось от левого верхнего к правому нижнему углу клетки» или «прямо вниз по правой стороне клетке» и т. д. Представление о времени и чувство времени, умение определить, сколько его прошло, важное условие организованной работы ученика в классе, выполнение заданий в срок.

Обучение в школе, систематическое усвоение знаний предъявляют высокие требования к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличительное, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи, овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или другое явление, правило.

Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.